Дети - детям

Педагогическая мастерская по теме «Проектная деятельность младшего школьника по направлению ИК-технологий в процессе реализации содержания УМК «Перспектива» и дополнительных пособий (АО «Издательство «Просвещение»)

ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.»

Аудиокнига русских, марийских, татарских народных сказок

Читают обучающиеся ГБОУ Республики Марий Эл "Гуманитарная гимназия "Синяя птица" им. Иштриковой Т.В." г. Йошкар-Ола​

Энциклопедия героев

Указатель

Баба-яга

Баба-яга – сложный и многогранный персонаж. Иногда она не имеет имени и выступает просто как «старушка» или «бабушка-задворенка». Черты внешнего облика героини часто искажены до уродства («нос в потолок врос»). Кроме того, Баба-яга в сказках может быть слепой, одетой в лохмотья и очень старой («триста лет»). Её «костяная нога», упоминаемая во многих сказках, — знак принадлежности к миру мёртвых.

Образ Яги неразрывно связан с лесом. Дремучий бор –­ символ перехода из жизни в царство смерти, вход в которое героиня призвана охранять. Поэтому часто во многих сказках Баба-яга, встречая героя, совершает особые ритуалы. Она кормит и поит гостя, а затем топит баню и парит его (обряд омовения), чтобы «спать уложить». Этим подчеркивается близость героя к опасности, смерти.

Баба-яга живёт в избушке на курьих ножках, где лежит на печи; непременный атрибут героини – ступа с помелом (пестом). Спутник Бабы-яги – это черный кот, но у нее могут быть и другие помощники – животные, птицы, объекты природы, стихии. В разных сказках функции Бабы-яги различаются. Чаще героиня выступает в качестве вредителя или антагониста (Яга-воительница), людоеда (Яга-похитительница), но не всегда. Как помощник или даритель Баба-яга может давать главному герою ценные наставления и/или волшебные предметы.

Баран

Согласно мифологическим представлениям разных народов, баран (овен) символизирует плодовитость, достаток и большую силу воли. В народных сказках о животных он  популярный персонаж. Баран может выступать и как герой-помощник, и как герой-вредитель, но он редко становится единственным и/или главным героем.

Безобидный, дружелюбный член команды домашних зверей, вынужденный покинуть человеческое жилище, баран борется за выживание вместе с другими домашними животными. Благодаря смекалке и смелости герой побеждает врагов (чаще всего – диких зверей, например волков).  В других вариантах сказочных сюжетов баран, наоборот, глупый, своевольный, трусливый персонаж, который из-за бездумного упрямства попадает в беду.

Барсук

В мифологии разных народов барсук является символом богатства. Экономный и рачительный хозяин, он – положительный персонаж русских сказок о животных. Для героя характерны застенчивость, скромность, доброта, трудолюбие. Может выступать в роли помощника, готового помочь другим героям тем, что имеет, однако готов защищать свою собственность от чужаков. Часто барсук становится жертвой обмана героя-вредителя (лисы, например).

В сказках восточных народов барсук сам может действовать как трикстер*, хитрый и находчивый, которого, однако, в некоторых сюжетах настигает справедливое наказание за вредительство.

Трикстер* — ловкий обманщик, трюкач, чаще всего – отрицательный персонаж, который, однако, может выступать как на стороне добра, так и на стороне зла.

Безручка

Сказочный сюжет о девушке с отрубленными руками – один из самых древних. Впервые исследователи обнаружили его в восточном сборнике «Сказки 1000 и 1 ночи». Впоследствии он распространился и в Европе, например, в Германии сборники сказок братьев Гримм включают четыре варианта сюжета о красавице с телесным изъяном.

Безручка (Косоручка) – всегда главная героиня. У неё нелёгкая судьба. Добрая, умная, трудолюбивая, красивая девушка из-за зависти злых людей (часто вредителями оказываются близкие родственники героини –  отец, брат, сестра мужа) лишается рук, испытывает муки изгнания из родного дома. Несправедливое наказание и тяготы жизни Безручка принимает смиренно, испытания проходит достойно, остаётся доброй и заботливой.

Обычно супруг этой героини испытывает глубокую любовь и сильную привязанность к ней, а с рождением прекрасного и сильного ребенка (сына) Безручка со временем приобретает возможность исцелиться. Чудесным образом ее руки отрастают, несправедливо наказавшие ее герои-вредители гибнут или раскаиваются в содеянном, и добро побеждает зло.

Бык

Бык в мифологических представлениях разных народов – символ силы и обеспеченности, мощи. В сказках он может действовать и один, и в команде с другими домашними животными, объединяясь с ними (иногда и с человеком) против мира диких зверей.

Бык олицетворяет сильного защитника, который всегда борется за справедливость, он – настоящий лидер, способный организовать других. Это отзывчивый, добрый и смекалистый герой, на которого можно рассчитывать в сложной ситуации. Также бык выступает как трудолюбивый помощник человека в добыче пропитания.

Василиса Прекрасная

Василиса Прекрасная – собирательный положительный образ, девушка, в которой сочетаются и ум, и хитрость, и привлекательная внешность. Варианты именования героини: Василиса Премудрая, Елена Премудрая, Марья-Искусница, Марья Моревна и другие.

Героиня может иметь высокое и/или необычное происхождение (царевна, купеческая дочь, дочь волшебного правителя). Будучи волшебницей, премудрая красавица умеет менять облик, перевоплощаясь в животных и предметы. Как и большинство женщин в сказках, Василиса – жертва притеснения, похищения или несправедливого наказания, в том числе со стороны противников главного героя. Часто девушка достается своему спасителю в жены как награда за победу над злом.

Василиса Премудрая

Василиса Премудрая (варианты именования героини: Василиса Прекрасная, Елена Премудрая, Марья-Искусница, Марья Моревна и другие) – стройная белолицая девушка с золотой или русой косой до пояса, которой зачастую суждено стать женой главного героя. Василиса может играть одновременно несколько ролей: главная героиня, дарительница, царевна (искомый персонаж), защитница.

У Василисы Премудрой хороший, покладистый характер: она никогда не упрекает мужа (жениха) за обрушившиеся на них напасти и всегда находит то средство, которое выручит его из беды. К характерным особенностям относятся ее природные таланты: она рукодельница (умеет ткать, вышивать, шить, прясть, печь хлебы и пр.) и волшебница (знает язык зверей и птиц, обучена чародейству, владеет волшебными предметами и слугами).

Верблюд

Верблюд часто становится главным героем восточных сказок о животных и сказок, где равноправными участниками являются и люди, и животные. «Корабль пустыни» был особо почитаем в древности у многих народов как помощник человека.

Терпеливое, довольствующееся малым животное, – благочестивый символ смирения, умеренности и воздержания. Несмотря на это, в народных сказках верблюд может также обладать ярко выраженной ленью, эгоизмом, раздражающей неторопливостью и глупостью.

Распространены сюжеты, где этот персонаж олицетворяет старого человека, бессильного и слабого. Положительный образ верблюда (точнее, верблюдицы и верблюжонка) существует в сказках, связанных с тоской главного героя по родине.

Волк

В мифологии разных народов волк — существо двуединое. С одной стороны, он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищник, страшный проводник в мире мертвых, причем за свои услуги берущий плату — коня или скот.

В волшебных сказках волк часто выступает в роли героя-помощника, покровителя, друга и защитника человека, имеет магические способности. А вот в сказках о животных его образ сильно снижен. Герой не может воспользоваться физическим превосходством, часто становится жертвой обмана как со стороны диких животных (прежде всего лисы), так и со стороны представителей домашнего скота (козы, козла, свиньи). Главные характеристики волка – прожорливость и глупость. Голод часто заставляет этого героя забыть о всякой осторожности. Даже там, где волку никто не желает ничего плохого, он проявляет свою недальновидность и сам приводит себя к гибели.

Гусь

В мифологии древних египтян гусь считался символом солнца, творцом вселенной. Схожие представления были и у других древних народов. В фольклоре это неустойчивый образ.

В сказках гуси могут быть спутниками зла (например, Бабы-яги), героями-вредителями. В этом случае они злобные, коварные, злопамятные птицы, приносящие несчастье. Но чаще гусь предстает в качестве помощника добрых сил, волшебного животного. По велению добрых и честных людей он умирает в печи и снова возрождается, не подчиняясь злой воле.

Джигит

Джигит – типичный персонаж татарских сказок. В основном это главный положительный герой, для которого характерны мужественность, отвага, смекалка, преданность и честность.

Храбрый, находчивый, трудолюбивый батыр-джигит из народа сражается с противниками: многоголовыми драконами, коварными дивами, ифритами, джиннами, прочими злыми силами. Большое упорство и поддержка таких же храбрых людей из народа помогают отважному герою достичь своей цели.

Благодаря его доброте, трудолюбию и уважительному отношению ко всем людям, которых он встречает на пути, молодой крестьянин легче справляется с испытаниями. Джигит встречает дарителей, обретает помощников и наделяется волшебными предметами или богатырской силой. В конце сказки он всегда достигает цели и бывает вознагражден.

Журавль

У представителей разных культур и народов журавль всегда занимал почетное место священного животного — птицы, приближенной к Богу и духовному миру.

Журавль в народных сказках — простодушный, но не глупый персонаж. Его роль – жертва героя-обманщика (трикстера), однако благодаря уму и находчивости этот герой умеет восстанавливать справедливость, наказывая других за недобрые поступки.

Заяц

В мифологических представлениях древних людей образ зайца связан с плодовитостью, быстротой, ловкостью, сметливостью и крайней осторожностью. В народном сознании закрепилось представление и о связи косого с нечистой силой, поверье о несчастье, которое приносит пушистый зверек, перебежавший человеку дорогу.

Заяц в народных сказках, как правило, – положительный персонаж, но изображается двояко. С одной стороны, он – слабый и беспомощный герой, который всего боится, жертва. С другой стороны, длинноухий способен учиться на своих ошибках, а иногда и вовсе выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, оказывается способен на храбрые поступки. В волшебных сказках заяц нередко оказывается в роли проворного помощника.

Иван-царевич

Иван-царевич, главный герой русских народных сказок, обладает такими качествами, как смелость, честность, доброта, милосердие. Как правило, младший сын в царском семействе, именно он, будучи вынужден покинуть дом, выполняет непростое задание, за которое получает вознаграждение (полцарства, невесту и т.д.).

На пути Ивана могут вставать различные противники (антагонисты), он вступает в противоборство с силами потустороннего мира, змеями, стихиями воды, огня, но всегда выходит победителем, возвращается к жизни и достигает высшего положения, посрамляя врагов и наказывая предателей.

Иван-Царевич обычно пользуется расположением помощников, дарителей, которые наставляют его и наделяют волшебными предметами, помогают перемещаться и правильно действовать в том или ином случае. Герой может ошибаться, попадать в ловушки, но в конце концов достигает цели.

Стоит отметить, что многие заглавные герои – это Иваны с уточняющими именованиями, или без них (Иванушка, Ивашка, Иван-королевич, Иван-богатырь, Иван крестьянский сын, Иванушка-дурачок, Иван-несчастный, Иван-бесчастный, Иван-голый, Иван-горох, Иван-быкович, Иван-побиван, Иван коровий сын и др.) Роль у такого персонажа одна – это образец для подражания, и его успех должен определить счастливый конец сказки.

Индюк

В языческие времена индюк (индейка) считался символом плодородия, его часто приносили в жертву богам. В некоторых культурах индюк (наряду с павлином и фазаном) был также частью культа дождя, грозы.

В народном искусстве только дымковская игрушка и городецкая роспись создают положительный образ индюка. Эти величественные, самые крупные и сильные домашние птицы символизируют достаток, богатство, пышность и красоту. В сказках же индюк (индейка) – самодовольный, самоуверенный, хвастливый, заносчивый персонаж, чаще всего второстепенный. Он олицетворяет глупость, стремящуюся выдать себя за ум, чванливость.

Коза

Коза – домашнее животное, которое можно встретить в мифах и сказках разных народов. Она нередко выступает символом плодородия, но ввиду наличия острых рогов облик козы в народных представлениях связан с нечистой силой. Отсюда, вероятно, распространенный сказочный сюжет о злой и упрямой козе-дерезе.

Чаще всего, коза в сказках – это живая, умная, сообразительная, очень трудолюбивая женщина; она нежная, хорошая мать, самостоятельная и способная дать отпор злу (противнику, например, волку).

Козёл

В народных сказках о животных образ козла противоречив так же, как и барана. С одной стороны, козёл – воплощение задора, настойчивости, искренности, легкого и веселого отношения к жизни, а с другой стороны, этот герой порой отличается глупостью, строптивостью.

Козёл проявляет отвагу и смекалку при встрече с волками, в том числе и как член команды домашних зверей, вынужденных покинуть человеческое жилище. Интересной особенностью образа козла является то, что он, в отличие от своих противников, хорошо знает свои преимущества (рога) и смело пользуется ими.

Кот

Образ кота древние часто связывали с нечистой силой, неслучайно, что с кошкой и котом связано множество суеверий. Кот может быть оборотнем: многие колдуны и ведьмы умеют превращаться в кошек. Черный мурлыка также является спутником Бабы-яги.

Кот в сказках – одно из самых загадочных животных. В одних сюжетах его роль – добрый помощник главного героя, в других же – трикстер, герой-обманщик, трюкач, в-третьих — хитрый, ленивый зверь, ворюга, ложный герой и даже вредитель.

Лиса

Лиса – один из самых популярных персонажей сказок всех народов мира. Это устойчивый образ, в котором доминируют хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. В большинстве случаев, лиса – отрицательный персонаж народных сказок о животных, «рыжая плутовка», ловкая обманщица (такой персонаж называется трикстер).

В некоторых сказках жертвой становится равный лисе хищник (волк, медведь) или человек (крестьянин). В других случаях пострадавшими от рыжей плутовки становятся более слабые персонажи (заяц, дрозд). Противникам лисы приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить её, и это удается сделать лишь при появлении защитника – другого трикстера (например, петуха). В иных сказках лиса создает дружеские союзы с таким героем, и тогда они становится непобедимы («Лиса и кот»).

Обычно лиса настроена заботиться только о своем благополучии. Лишь изредка она проявляет сочувствие к другим персонажам, выручает их из беды, выступая на стороне добра.

Марийский парень

Марийский парень – главный положительный герой национальных сказок. Как правило, этот персонаж остается безымянным, потому что является обобщенным образом   мужественного, отважного, смекалистого, преданного и честного юноши простого (крестьянского) происхождения. Часто марийский молодец наделен прекрасными музыкальными способностями.

Благодаря его доброте, трудолюбию и уважительному отношению ко всем людям, которых он встречает на пути, молодой крестьянин легче справляется с испытаниями. Герой часто встречает дарителей, обретает помощников и наделяется волшебными предметами или богатырской силой. В конце сказки он всегда достигает цели и бывает вознагражден.

Медведь

В мифах разных народов медведь – воплощение силы рода, тотемное животное славян. Существовал запрет на произнесение его имени, поэтому бытовало множество различных именований этого животного: «сам», «космач», «бурый», «овсяник» и другие. Как и волк, медведь представлялся древним людям проводником в загробное царство, оборотнем. В фольклорных традициях этот образ приобрел сниженные черты, а также стал тесно связан со свадебной обрядностью (медведь издавна символизировал жениха).

В народных сказках медведь редко выступает в качестве главного героя. Наиболее ярко его образ раскрывается в сказках о животных. Простодушие медведя обычно противопоставляется хитрости лисы, смышлености старика и т. д. В образе медведя заключено внутреннее противоречие: он силен, но при этом труслив и глуп, поэтому там, где он мог бы достичь чего-то силой, он пугается и убегает, а там, где нужно думать, он пытается применить мощь и попадает впросак.

Мороз

Герой, имеющий несколько именований: это и Морозко, и Дед Мороз, и Мороз Иванович. Внешне Мороз – седобородый дедушка в длинной меховой шубе с посохом в руках, который является покровителем холода. Ему подчиняются снегопады, метели и вьюги. Образ Мороза (Морозко) пришел в Россию из европейских сказок, где наряду с мужским персонажем есть его женские варианты: Госпожа Метелица, Снежная королева.

Обычно Мороз справедлив, но не всегда добр, даже жесток. Его основная роль в сказках – даритель, испытывающий главного героя на смирение и трудолюбие. Мороз одаривает подарками тех, кто ему нравится, и сурово наказывает тех, кто не соответствует его требованиям. Частым атрибутом Мороза являются большие сани, запряженные тройкой белоснежных лошадей.

Морской царь

Морской царь  – популярный персонаж русского фольклора: былин и волшебных сказок. Он повелевает подводными обитателями и обладает несметными богатствами. Морской царь является хозяином морского дна и владыкой всех водоемов на земле. Это своевольный и капризный государь, переменчивый, как водная стихия. В зависимости от настроения, морской царь может быть дарителем или вредителем. Как правило, он ставит перед главным героем трудную задачу (испытание), иногда и не одну.

Чаще всего в сказках его изображают грозным владыкой, проживающим в шикарном дворце в окружении толпы русалок, которые могут быть его дальними родственницами или дочерями. В некоторых сюжетах у владыки морей есть и супруга. Иногда в сказках морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь.

Дворец морского царя сделан из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней. Повелитель морей очень любит музыку. Когда он пляшет и развлекается,  на море начинается шторм.

Морского царя не следует путать с другим популярным героем, связанным с той же стихией, – водяным (водяным духом). По предположению Вс. Миллера, на былинный образ морского царя могли повлиять финские мифы, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто.

Овца

Образ овцы, как и козы, в представлениях разных народов связывается с плодовитостью и, благодаря теплой шерсти, еще и с богатством, прибылью. Однако, в отличие от смелой козы, овца символизирует робость, стыдливость, кротость, безобидность, пассивность, терпение. Простота, податливость делают ее героем-жертвой, всеми притесняемой. Овце требуется защитник.

Бывает, что Овца становится отрицательным персонажем в сказках о животных. С ее помощью порицаются такие качества, как безынициативность, подражательность, ограниченность ума и упрямство.

Падишах

Падишах – сказочный правитель в восточных сказках (разновидности – султан, шах, шейх). Падишах капризен: он может быть злым или добрым по отношению к главным героям, выступать в роли отправителя, испытывателя, дарителя и вредителя-антагониста, а также обладателя волшебных предметов.

Высокомерие, жадность, честолюбие —  характерные черты властителя. Как и любой тиран, падишах зачастую не очень умный человек, нуждающийся в советниках и помощи слуг. Пороки падишаха обычно в конце сказки наказываются, а добро побеждает зло.

Перепел

Перепёлка (как тетёрка или куропатка) в мифологических представлениях славян – образ хозяйственной, смекалистой невесты либо ловкой жницы, убирающей хлеб. В народных сказках перепел встречается реже, чем гусь, журавль или ворона.

Перепел (в других сказках с похожим сюжетом – дрозд) – умный, проворный персонаж из числа жертв, потенциально слабых, обижаемых. Однако в опасные моменты перепел проявляет силу духа и смекалку. Можно сказать, что герой приобретает черты трикстера (хитроумного, ловкого обманщика), расставляет ловушки для коварного врага (например, Лисы), спасает себя и своё потомство.

Петух

В народных сказках образ петуха представлен по-разному: он может выступать на стороне добра, быть героем-помощником и защитником, может обладать магической силой, и тогда сам выступает в качестве «волшебного предмета».

Положительные представления о петухе наиболее древние, ведь в мифологии разных народов он олицетворял солнце, победу света над тьмой, храбрость, мужество, надежность. Однако есть множество сюжетов сказок, где петух показан как слабый, легкомысленный, непослушный, чрезмерно доверчивый персонаж, глуповатый и падкий на лесть. В этом случае противник (например, лиса) легко его побеждает, петух же оказывается на краю гибели и нуждается в помощи друзей.

Русский парень

Парень – главный положительный герой многих славянских сказок. Как правило, этот персонаж  остается безымянным, потому что является обобщенным образом   мужественного, отважного, смекалистого, преданного и честного юноши простого (крестьянского) происхождения. В волшебных сказках он часто является спасителем прекрасных девушек и освободителем слабых людей от злых сил.

Благодаря его доброте, трудолюбию и уважительному отношению ко всем людям, которых он встречает на пути, молодой крестьянин легче справляется с испытаниями. Герой часто встречает дарителей, обретает помощников, и наделяется волшебными предметами или богатырской силой. В конце сказки он всегда достигает цели и бывает вознагражден.

Сивко-бурко

Сивко-бурко – герой русских сказок (другое именование героя – Сивка-бурка; вызывается персонаж словами «Сивка-бурка, вещая каурка!» или «Сивко-бурко, вещий воронко!»).

Могучий богатырский конь, наделенный магической силой, Сивко обладает эффектным внешним видом («пар из ушей валит, из ноздрей пламя пышет», огненная грива). Считается, что такое его появление связано с тем, что этот конь является вызвавшему его человеку прямиком из царства мертвых.

Сивко становится помощником главного героя после того, как тот вызовет его специальным заклинанием и/или докажет право владеть им, показав свою силу и смекалку.

Старуха

Старуха в народных сказках может выступать как отрицательный, так и положительный сказочный персонаж. Иногда она может быть главной героиней наравне со своим мужем. Чаще всего она не обладает особенными способностями, это обычная крестьянка. В одних сказках старуха – болтливая, злая, сварливая, жадная, в других – добрая, трудолюбивая, мудрая и справедливая. Часто сказки про старика и старуху порицают лень, притворство, лесть, обман, алчность и учат оценивать людей по поступкам.

Если старуха обладает волшебными способностями или является владелицей волшебных предметов, ее возможности расширяются. Сближаясь таким образом с Бабой-ягой, старуха способна стать дарителем и помощником. Испытывая главного героя, она помогает ему найти верный путь.

Утка

В мифах многих народов мира скромная уточка участвует в создании вселенной. Утиное яйцо – символ жизнеспособности. В отечественных сказках о животных утка, как правило, положительный персонаж, добрый и сговорчивый. Ее частая роль в волшебных сказках – помощник.

Утка предсказывает другим героям будущее, спасает детей от злых сил, сводит разлученных влюбленных. Кроме того, волшебную утку (в других вариантах – гуся) используют в качестве чудесного предмета, помогающего узнать истину.

Финист

Финист – персонаж русской сказки, добрый молодец в облике сокола, тайно посещавший возлюбленную. Несмотря на свою волшебную природу, как и девица, герой оказывается жертвой предательства, обмана. Противником Финиста может быть и человек-волшебник (волшебница), и другой, более сильный, чародей в облике сказочного существа (например, змей).

Сокол подобен мифической птице молнии и небесного огня, которая на зиму умирает или засыпает, а весной вновь возвращается к жизни. В сказке о Финисте – Ясном соколе герой просыпается от долгого сна после того, как слезинка возлюбленной упадет на его плечо и развеет (растопит) чары злой колдуньи (зимы). Само имя героя напоминает о легендарной птице феникс, которая постоянно умирает и возрождается.

Царь

Царь – одна из самых главных сказочных фигур. Часто это безымянный персонаж, однако существуют именования (Калин-царь, царь Демьян, царь Горох и многие другие).

В некоторых сказках царь –  злой, хитрый, грозный, а в других – добрый и деятельный, не терпящий безделья, вдумчивый и мудрый, заботливый отец. От его поведения часто зависит, какой будет сказка – страшной или веселой, счастливой или грустной.

Чаще всего царь – герой-отправитель, по воле которого герой-искатель покидает дом. В ряду сюжетов властитель придумывает испытания, выдавая замуж дочь, он же может выступать в качестве дарителя, награждать героя невестой-царевной, волшебными предметами.

Чернокрыл (Орёл)

Орёл в представлениях древних олицетворял собой силу, огонь и бессмертие, почитался владыкой небес. Орёл – активный защитник от сил мрака, болезни и смерти, в народном эпосе он обычно враждует со змеями и лягушками, представителями нижнего мира. Еще одно мифологическое свойство Орла –его необыкновенное долголетие: люди верили, что с наступлением старости Орёл улетает на край света и, искупавшись в озере с живой водой, снова обретает молодость.

Как хищная птица, в сказках Орёл часто – отрицательный персонаж, антагонист, волшебник, способный к перевоплощению, назначающий невыполнимую задачу.  Однако есть сказочные сюжеты, где Орёл, напротив, спасает или награждает героя в благодарность за его предыдущие благодеяния. Тогда он становится волшебным помощником или дарителем.

Щука

Щука – одна из самых крупных рыб многих водоемов и рек России. Этот признак, а также ее хищный нрав, по-видимому, и определили мифологическое представление о том, что щука является хозяйкой воды, приносит удачу рыболовам. В финно-угорской мифологии щука – волшебное животное, способное быть оборотнем.

В народных сказках о животных эта хищная, пугающая рыба – отрицательный герой, антагонист. Однако в волшебных сказках щука нередко является чудесным помощником героя, мудрым и дальновидным персонажем.

О нас

Официальный сайт гимназии «Синяя птица»

Официальная группа гимназии «Синяя птица» ВКонтакте

Дети-детям

Электронные образовательные ресурсы гимназии «Синяя птица» на основе материалов традиционной культуры к УМК «Перспектива» (1-4 классы)

КОНТАКТЫ

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Воинов-Интерационалистов, д. 21

ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.»

+7 (8362) 21-10-30

ishtrikovs@yandex.ru